Решаем вместе
Проблемы с госуслугами, медленный интернет или плохая связь? Напишите об этом — Минцифры поможет с решением
Решаем вместе
Проблемы с госуслугами, медленный интернет или плохая связь?
Оценочные процедуры в 5-11-х классах

2021 - 2022 

Краевая диагностическая работа по читательской грамотности в 6 классе

С введением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) возникла необходимость в оценке метапредметных результатов учащихся, и в первую очередь их читательской грамотности.

Модель инструмента для оценки читательской грамотности разработана сотрудниками Центра оценки качества образования ИСИО РАО (руководитель Г.С. Ковалева). На основе этой модели в Красноярском крае ежегодно разрабатывается инструментарий краевой диагностической работы по читательской грамотности для учащихся 6 класса (КДР6). С 2019 года в модель внесены изменения, учитывающие опыт федерального мониторинга формирования функциональной грамотности.

Цели, задачи КДР6

Краевая диагностическая работа по читательской грамотности для 6 класса проводится ежегодно с целью:

  • осуществить оценку уровня овладения обучающимися 6 класса метапредметными умениями, связанными с чтением и пониманием текстов, а также с использованием информации из текстов для различных целей;
  • выявить группы учеников с разным уровнем читательской грамотности, с учетом этих уровней должно выстраиваться обучение в основной школе;
  • оценить положение дел в региональной системе основного общего образования, чтобы повысить качество образования в школах (обеспечить школы и учителей новыми средствами оценки достижений целей образования, новыми средствами диалога с внешкольным сообществом).

По результатам КДР6 можно говорить о том, как в основной школе формируются важнейшие метапредметные умения, связанные с понимаем текста и работой с информацией в разных предметных областях.

В диагностической работе по читательской грамотности оценивается сформированность четырех групп умений:
  • общее понимание текста, ориентация в тексте;
  • глубокое и детальное понимание содержания и формы текста;
  • использование информации из текста для различных целей;
  • осмысление и оценка содержания и формы текста.

Группа 1 включает в себя общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной идеи, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.
Группа 2 включает в себя анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.
Группа 3 включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга учебно-познавательных и учебно-практических задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта ученика.
Группа 4 включает оценку содержания и формы текста или его структурных элементов с точки зрения целей автора; оценку полноты и достоверности информации; обнаружение противоречий в одном или нескольких текстах; высказывание и обоснование собственной точки зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

Каждый вариант теста состоит из четырех блоков, соответствующих разным предметным областям: «Математика», «Русский язык», «Естествознание» и «Общественные науки». Каждый блок включает текст объемом 300-500 слов и 7 заданий к нему.
Всего в работе 28 заданий.
Варианты имеют одинаковую структуру и в ходе апробаций дорабатываются так, чтобы разница в средней решаемости не превышала 5%.
В работе используются задания с выбором одного или нескольких ответов из нескольких предложенных, с кратким и развернутым ответом.

КДР6 проводится ежегодно во II четверти на всей параллели учащихся 6 класса, обучающихся по программам основного общего образования.

В 2021 – 2022 учебном году краевая диагностическая работа по читательской грамотности пройдет с 18 по 19 ноября

Краевая диагностическая работа по математической грамотности в 7 классе (КДР7)
Становление системы оценки качества образования в Красноярском крае отражает основные тенденции развития общероссийской системы оценки качества образования, которые обусловлены принятием новых образовательных стандартов и модернизацией структуры и содержания основного общего образования, самой педагогической практики в контексте задачи вхождения России в десятку стран – лидеров по качеству образования, показателем достижения которой являются результаты участия РФ в международных сравнительных исследованиях (прежде всего в исследовании PISA).
Введение краевой диагностической работы по математической грамотности в 7 классе (КДР7) связано, во-первых, с переходом от оценки традиционных предметных результатов к оценке способности применять полученные знания и умения для решения реальных проблем, а во-вторых, с переходом от методологии контроля качества образования к методологии управления качеством образования, для которого оценка достижений учеников необходима не в момент Государственной итоговой аттестации, когда обучение ученика закончено и на его результативность невозможно повлиять, а когда траекторию продвижения ученика еще можно корректировать. 7 класс, когда ученики закончили изучение курса «Математика» и только приступили к освоению алгебры и геометрии.
Модель КДР7 ориентирована на модель оценки математической грамотности в международном исследовании PISA с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и основной образовательной программы ООО в предметной области «Математика и информатика», в частности, такому результату, как «развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин» [Электронный ресурс: https://fgos.ru/].
В работе учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.
Структуру измерительных материалов КДР7, как в исследовании PISA, определяют три компонента:
– контекст, в котором представлена проблема (общественная жизнь, личная жизнь, образование/профессиональная деятельность, и научная деятельность);
– содержание математического образования, которое требуется для выполнения заданий (изменение и зависимости — задания, связанные с математическим описанием зависимости между переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом; пространство и форма — задания, относящиеся к геометрическому материалу; количество — задания, связанные с числами и отношениями между ними (арифметика); неопределенность и данные — задания охватывают вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения статистики и теории вероятностей);
– компетентностная область – вид деятельности, необходимой для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, которое требуется для её решения: формулировать ситуацию на языке математики; применять математические понятия, факты, процедуры; интерпретировать, использовать и оценивать математические понятие, рассуждать: здесь учащимся потребуется продемонстрировать, как они умеют размышлять над аргументами, обоснованиями и выводами, над различными способами представления ситуации на языке математики, над рациональностью применяемого математического аппарата, над возможностями оценки и интерпретации полученных результатов с учетом особенностей предлагаемой ситуации.
КДР 7 по математической грамотности состоится 16 декабря 2021 г.
Краевая диагностическая работа по естественнонаучной грамотности в 8 классе (КДР8)

Введение оценки результатов по предметной области «Естествознание» связано с необходимостью преодоления границ и рассогласований между отдельными предметами и формирования способности решать учебные и практические задачи средствами различных наук.
Модель КДР8 ориентирована на модель оценки естественнонаучной грамотности в международном исследовании PISA.

Естественнонаучная грамотность
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства.

Задачи диагностической работы
• оценить уровень естественнонаучной грамотности учеников 8 класса, обучающихся по программам основного общего образования;
• выявить группы учеников с разным уровнем естественнонаучной грамотности, с учетом этих уровней должно выстраиваться дальнейшее обучение в основной школе;
• оценить состояние дел в региональной системе естественнонаучного образования, чтобы определить направления корректировки образовательного процесса.
Группы умений:
1 группа - описание и объяснение естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний - 8 заданий.
2 группа - распознавание научных вопросов и применение методов естественнонаучного исследования - 10 заданий.
3 группа - интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов - 5 заданий.[/alert]

1 группа умений
Описание и объяснение естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний:
• Описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний и информации в научно-популярном тексте.
• Прогнозирование естественнонаучных явлений на основе имеющихся данных и научных знаний.
1 группа умений (пример задания)
Задание 16. Как изменяются параметры тела человека в жаркую погоду в течение времени, пока он не пьёт воду?
Если значение увеличивается, поставьте ↑, если уменьшается – ↓, если значение не меняется – 0.
− масса тела
− температура тела
− количество воды в организме
− количество сухих веществ в организме
2 группа умений
Распознавание научных вопросов и применение методов естественнонаучного исследования:
• Определение метода научного исследования.
• Выбор способа математической обработки данных, полученных посредством наблюдения, эксперимента или моделирования.
• Выбор рационального способа оценки экспериментальных результатов.
2 группа умений (пример задания). Обведите букву выбранного ответа.
Задание 12. Измерение значения какой физической величины через определённые промежутки времени позволит судить о том, что в соке растения с течением времени увеличивается количество сахаров? 
а) масса сока
б) плотность сока
в) температура сока
г) объём сока
3 группа умений
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов:
• Анализ и применение данных, полученных посредством наблюдения, эксперимента или моделирования, для объяснения реальной ситуации.
• Интерпретация данных, полученных посредством наблюдения, эксперимента или моделирования.
Уровни достижений:
Повышенный уровень (ученик набрал за работу не менее 17 баллов (выполнил более 60% работы) и при этом набрал не менее 2 баллов по каждой из трех групп проверяемых умений): 17,7%.
Базовый уровень (ученик набрал за работу не менее 8 баллов и при этом набрал хотя бы по 1 баллу по каждой из трех групп проверяемых умений): 63,3%.
• Уровень ниже базового (учащийся набрал либо менее 8 баллов за работу; либо не набрал хотя бы 1 балла по какой-либо группе проверяемых умений, даже если за работу он в сумме набрал больше 8 баллов): 19,0%.
Полезные материалы
На сайте ФГБУН Институт стратегии развития образования РАО для ознакомления представлены материалы для оценки естественнонаучной грамотности учащихся 5 и 7 классов: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

КДР8 проводится ежегодно в I полугодии на всей параллели учащихся 8 класса, обучающихся по программам основного общего образования.

На выполнение диагностической работы отводится 80 минут. На организационный этап проведения диагностической работы, включающий инструктаж учащихся и заполнение бланка работы в части регистрации, дополнительно выделяется 5-10 минут.

Примерное время выполнения заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – от 1 до 5 минут;
2) для заданий повышенного уровня сложности – от 2 до 5 минут.

Дополнительные материалы и оборудование не требуются. При желании ученик может использовать карандаш, линейку, калькулятор.

В 2020 – 2021 учебном году краевая контрольная работа по естественнонаучной грамотности состоится в декабре

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ в 2022  году 

Письмо Рособрнадзора РФ "О проведении ВПР в 4-8, 10-11 классах в 2022 году" от 21.01.2022 № 02-12  https://disk.yandex.ru/i/MZnYUJB3Qzrqbw 
Порядок проведения ВПР в 2022 году https://disk.yandex.ru/i/mV1g-DKxOPfV2w
Всероссийские проверочные работы (ВПР) в 5-8 классах пройдут  с 14 сентября по 12 октября. ВПР обычно проводятся в конце учебного года, но из-за пандемии коронавируса были перенесены с конца минувшего учебного года на начало нынешнего.
В этом году ВПР будут проведены в качестве входного мониторинга качества образования, результаты которого помогут выявить имеющиеся пробелы в знаниях у обучающихся для корректировки рабочих программ по учебным предметам на 2021-2022 учебный год. Результаты ВПР не могут использоваться при выставлении отметок обучающимся в рамках текущего контроля успеваемости. Результаты ВПР могут быть полезны родителям (законным представителям) обучающихся и образовательным организациям для определения образовательной траектории обучающихся и совершенствования преподавания учебных предметов.
ВПР будут проведены:
для обучающихся 5 классов - по каждому из учебных предметов: «Русский язык», «Математика», «История», «Биология»;
для обучающихся 6 классов - по каждому из учебных предметов: «Русский язык», «Математика» - во всех классах параллели; «История», «Биология», «География», «Обществознание» - по двум предметам по выбору Рособрнадзора;
для обучающихся 7 классов - по каждому из учебных предметов: «Русский язык», «Математика», «Английский язык»- во всех классах параллели; «История», «Биология», «География», «Обществознание», «Физика» -по двум предметам по выбору Рособрнадзора;
для обучающихся 8 классов - по каждому из учебных предметов: «Русский язык», «Математика»,  - во всех классах параллели; «История», «Биология», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» - по двум предметам по выбору Рособрнадзора;
В 9-11 классах ВПР проводится в режиме апробации по решению школы. Варианты контрольных измерительных материалов формируются для каждой школы индивидуально из банка заданий ВПР.
Предметы: математика, русский язык, биология, история, обществознание, география, физика, химия;
в 9 классах: русский язык;
в 10 классах: география;
в 11 классах: география, химия, физика, биология.
Даты проведения ВПР в этом году школа определяет самостоятельно. С графиками проведения ВПР можно ознакомиться ниже. Например, образцы и описания проверочных работ  в 2020 году размещены на сайте ФИСОКО https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_proverochnyh_rabot_2020. Работы пишутся на втором-третьем уроках. Продолжительность тестирования — один-два урока, в зависимости от класса и предмета. Администрация школы до 19 октября результаты проверки работ вносит в Единую информационную систему через личный кабинет.