С введением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) возникла необходимость в оценке метапредметных результатов учащихся, и в первую очередь их читательской грамотности.
Модель инструмента для оценки читательской грамотности разработана сотрудниками Центра оценки качества образования ИСИО РАО (руководитель Г.С. Ковалева). На основе этой модели в Красноярском крае ежегодно разрабатывается инструментарий краевой диагностической работы по читательской грамотности для учащихся 6 класса (КДР6). С 2019 года в модель внесены изменения, учитывающие опыт федерального мониторинга формирования функциональной грамотности.
Цели, задачи КДР6
Краевая диагностическая работа по читательской грамотности для 6 класса проводится ежегодно с целью:
- осуществить оценку уровня овладения обучающимися 6 класса метапредметными умениями, связанными с чтением и пониманием текстов, а также с использованием информации из текстов для различных целей;
- выявить группы учеников с разным уровнем читательской грамотности, с учетом этих уровней должно выстраиваться обучение в основной школе;
- оценить положение дел в региональной системе основного общего образования, чтобы повысить качество образования в школах (обеспечить школы и учителей новыми средствами оценки достижений целей образования, новыми средствами диалога с внешкольным сообществом).
По результатам КДР6 можно говорить о том, как в основной школе формируются важнейшие метапредметные умения, связанные с понимаем текста и работой с информацией в разных предметных областях.
- общее понимание текста, ориентация в тексте;
- глубокое и детальное понимание содержания и формы текста;
- использование информации из текста для различных целей;
- осмысление и оценка содержания и формы текста.
Группа 1 включает в себя общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной идеи, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.
Группа 2 включает в себя анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.
Группа 3 включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга учебно-познавательных и учебно-практических задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта ученика.
Группа 4 включает оценку содержания и формы текста или его структурных элементов с точки зрения целей автора; оценку полноты и достоверности информации; обнаружение противоречий в одном или нескольких текстах; высказывание и обоснование собственной точки зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
Каждый вариант теста состоит из четырех блоков, соответствующих разным предметным областям: «Математика», «Русский язык», «Естествознание» и «Общественные науки». Каждый блок включает текст объемом 300-500 слов и 7 заданий к нему.
Всего в работе 28 заданий.
Варианты имеют одинаковую структуру и в ходе апробаций дорабатываются так, чтобы разница в средней решаемости не превышала 5%.
В работе используются задания с выбором одного или нескольких ответов из нескольких предложенных, с кратким и развернутым ответом.
КДР6 проводится ежегодно в I четверти на всей параллели учащихся 6 класса, обучающихся по программам основного общего образования.
Введение оценки результатов по предметной области «Естествознание» связано с необходимостью преодоления границ и рассогласований между отдельными предметами и формирования способности решать учебные и практические задачи средствами различных наук.
Модель КДР8 ориентирована на модель оценки естественнонаучной грамотности в международном исследовании PISA.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства.
Задачи диагностической работы
• оценить уровень естественнонаучной грамотности учеников 8 класса, обучающихся по программам основного общего образования;
• выявить группы учеников с разным уровнем естественнонаучной грамотности, с учетом этих уровней должно выстраиваться дальнейшее обучение в основной школе;
• оценить состояние дел в региональной системе естественнонаучного образования, чтобы определить направления корректировки образовательного процесса.
1 группа умений
Описание и объяснение естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний:
• Описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний и информации в научно-популярном тексте.
• Прогнозирование естественнонаучных явлений на основе имеющихся данных и научных знаний.
1 группа умений (пример задания)
Задание 16. Как изменяются параметры тела человека в жаркую погоду в течение времени, пока он не пьёт воду?
Если значение увеличивается, поставьте ↑, если уменьшается – ↓, если значение не меняется – 0.
− масса тела
− температура тела
− количество воды в организме
− количество сухих веществ в организме
2 группа умений
Распознавание научных вопросов и применение методов естественнонаучного исследования:
• Определение метода научного исследования.
• Выбор способа математической обработки данных, полученных посредством наблюдения, эксперимента или моделирования.
• Выбор рационального способа оценки экспериментальных результатов.
2 группа умений (пример задания). Обведите букву выбранного ответа.
Задание 12. Измерение значения какой физической величины через определённые промежутки времени позволит судить о том, что в соке растения с течением времени увеличивается количество сахаров?
а) масса сока
б) плотность сока
в) температура сока
г) объём сока
3 группа умений
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов:
• Анализ и применение данных, полученных посредством наблюдения, эксперимента или моделирования, для объяснения реальной ситуации.
• Интерпретация данных, полученных посредством наблюдения, эксперимента или моделирования.
Уровни достижений:
• Повышенный уровень (ученик набрал за работу не менее 17 баллов (выполнил более 60% работы) и при этом набрал не менее 2 баллов по каждой из трех групп проверяемых умений): 17,7%.
• Базовый уровень (ученик набрал за работу не менее 8 баллов и при этом набрал хотя бы по 1 баллу по каждой из трех групп проверяемых умений): 63,3%.
• Уровень ниже базового (учащийся набрал либо менее 8 баллов за работу; либо не набрал хотя бы 1 балла по какой-либо группе проверяемых умений, даже если за работу он в сумме набрал больше 8 баллов): 19,0%.
Полезные материалы
На сайте ФГБУН Институт стратегии развития образования РАО для ознакомления представлены материалы для оценки естественнонаучной грамотности учащихся 5 и 7 классов: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php
КДР8 проводится ежегодно в I полугодии на всей параллели учащихся 8 класса, обучающихся по программам основного общего образования.
На выполнение диагностической работы отводится 80 минут. На организационный этап проведения диагностической работы, включающий инструктаж учащихся и заполнение бланка работы в части регистрации, дополнительно выделяется 5-10 минут.
Примерное время выполнения заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – от 1 до 5 минут;
2) для заданий повышенного уровня сложности – от 2 до 5 минут.
Дополнительные материалы и оборудование не требуются. При желании ученик может использовать карандаш, линейку, калькулятор.
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ в 2020-2021 учебном году